Пояснительная записка
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребёнка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности, для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. От окружающих его взрослых зависит, то, как он проведёт это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных интересов.
Лето - это маленькая жизнь. Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем, чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию дошкольников в летний период года. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. В летний период, большие возможности предоставлено для закаливания, совершенствования защитных реакций ребенка, широко используются солнечно-воздушные ванны и водные закаливающие процедуры. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.
Приоритетными направлениями дошкольного учреждения в летний оздоровительный период являются:
- физкультурно-оздоровительная работа;
- экологическое воспитание;
- художественно – эстетическая деятельность;
- культурно – досуговая деятельность.
Нормативные документы.
• Закона № 273 29.12.2013 «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10
• Приказ Минобрнауки России от17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.
- Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей за счёт широкого использования природных факторов: воздуха, солнца, воды.
- Расширять представление детей о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
- Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды.
- Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности.
Образовательные задачи:
- Развивать двигательные, интеллектуальные, творческие способности детей в разнообразных видах детской деятельности.
- Формировать эстетический вкус, фантазию и творческое мышление.
- Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь и охранять природу.
- Прививать детям культуру безопасного поведения.
- Привлекать семьи воспитанников к участию в воспитательном процессе на основе сотрудничества.
Планируемый результат:
- Улучшение состояния физического и психического здоровья дошкольников.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Вовлечение в физкультурно – оздоровительное пространство детского сада детей, родителей.
- Привитие детям экологической культуры.
- Умение детей правильно вести себя в различных опасных ситуациях.
- Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с взрослыми, со своими сверстниками.
- Оптимизация сотрудничества с родителями. Обогащать знания родителей о средствах закаливания.
Период с 01.08.2022 по 31.08.2022г
№ |
Направления работы |
Мероприятия |
Дата |
1 |
Закаливающие и оздоровительные мероприятия |
Организация четырехразовой прогулки.
Прием детей на улице.
Утренняя гимнастика на свежем воздухе.
Утренний оздоровительный бег вокруг садика
Занятия физической культурой на улице.
Корригирующая гимнастика после сна.
Проведение закаливающих процедур:
- воздушные и солнечные ванны;
- босохождение;
- полоскание полости рта кипяченой водой;
- мытье рук до локтя водой комнатной температуры;
- обливание ног;
- сон без маек;
- организация питьевого режима;
- игры с водой;
- Соблюдение санитарно-гигиенического режима ДОУ. |
Ежедневно |
2 |
Комплексы утренних гимнастик (Приложение 1) |
Комплекс №5 с 1 по 15 августа
Комплекс №6 с 17 по 31 августа |
Ежедневно |
3 |
Комплексы оздоровительных гимнастик после сна
(Приложение 2) |
Комплекс №3 с 1 по 31 августа
|
Ежедневно |
4 |
Организация двигательной деятельности на прогулке (Приложение 3, 4) |
Подвижные игры:
I неделя
- «Совушка»
- «Ёжик и грибы»
- «Гуси – гуси»
II неделя
- «Ёжик и грибы»
- «Лохматый пёс»
- «Хитрая лиса»
III неделя
- «Хитрая лиса»
- «Перепрыгнем через ручеёк»
- «Такси»
IV неделя
- «Такси»
- «Ёжик и грибы»
- «У медведя во бору»
Игровые упражнения:
- «Кольцеброс»
- «Меткий стрелок»
- «Вдоль дорожки»
- «Прокати – не урони»
- «С кочки на кочку»
- «Перебрось – поймай»
- Катание на велосипедах и самокатах
|
Ежедневно
Ежедневно |
5
|
Наглядная агитация для родителей по оздоровлению детей (Приложение 5) |
Консультации:
- «Овощи в питании детей»
- «Как научить ребёнка, есть овощи и фрукты» |
2 раза в месяц |
2. Экологическое направление
|
1.
|
Опытно - экспериментальная деятельность (Приложение 6)
|
I неделя
- №1 «Как разделить смеси?»
II неделя
- №2 «Пускаем солнечные зайчики»
III неделя
- №3 «Что такое упругость?»
IV неделя
-№4 «Как вода поступает к листьям» |
1 раз в неделю |
2. |
Экскурсии, целевые прогулки (Приложение 7) |
Экскурсия:
- на видовую точку экологической тропы «Клумба»
- в прачечную
Целевая прогулка:
- к муравейнику
- « Наш огород»
|
1 раз в неделю
|
3.
|
Наблюдения
(Приложение 8) |
I неделя
- За водой
- «За небом и облаками»
II неделя
- «За автобусом»
- «Работа дворника»
III неделя
- «За теми, кто обитает на дереве»
- «За цветами «Сохраним цветущий кустик»
IV неделя
- «За ветром»
- «За солнечным зайчиком» |
2 раза в неделю
|
4. |
КБЖ
(Приложение 9)
|
I неделя
- «Если ты дома один»
II неделя
- «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
III неделя
- Д/И «Не всякому грибу место в лукошке»
(на доске)
IV неделя
- «Осторожно – электроприборы!» |
1 раз в неделю
|
5. |
Проекты
(Приложение 10) |
- « Вред и польза сладостей» |
1 проект в месяц |
- Художественно – эстетическая деятельность
1. |
Чтение художественной литературы |
I неделя
- Э. Шим «Жук на ниточке»
- Б. Житков «Как я ловил человечков»
- В. Осеев «Старушка»
- М. Эме «Краски»
II неделя
-И.В. Гурина « Как появляется цветок» и др.
- К.И. Чуковский «Путаница»
- М. Садовский «Круглый год - гладкий лёд»
- С. Маршак «Дом, который построил Джек»
- А.С. Эйрих «Родное Сухоложье»
IIIнеделя
- З. Топелиус «Три ржаных колоса»
- РНС «Хаврошечка»
- К.И. Чуковский «Краденое солнце»
-Е. Благинина «Одуванчик»
- Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»
IV неделя
- «Приключение Самоделкина и Карандаша» гл.1
- А. Прокофьев «Родина»
- Н. Носов «Огурцы»
- В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
- К.И. Чуковский «Доктор Айболит»
- С. Михалков «Сладкоежки» |
Ежедневно |
2. |
Творческая мастерская
«Юные таланты»
(Приложение 11)
|
I неделя
- «Весёлое лето»
II неделя
- «Космея»
III неделя
- «Два жадных медвежонка»
IV неделя
- «Подсолнух» |
1 раз в неделю |
3. |
Театральная деятельность |
I неделя
- Знакомство с разными видами театров: би-ба-бо, пальчиковый театр;
II неделя
- Обыгрывание русских народных потешек;
III неделя
- Ритмопластика «Создай образ любимого героя»
IV неделя
- Мимика «Передай своё настроение» |
1 раз в неделю |
4. Культурно-досуговая деятельность
1. |
Досуги, развлечения
(Приложение 11) |
- «В стране Сладосландии»
- « Дружим с витаминами» |
2 раза в месяц |
2. |
Просмотр мультипликационных фильмов |
I неделя
- «Капризная принцесса»
II неделя
- «Кто получит приз»
III неделя
- «Мешок яблок»
IV неделя
- «Вершки и корешки» |
1 раз в неделю |
3. |
Музыкальная деятельность
|
I неделя
- Слушание колыбельных песен
II неделя
- слушание П.И. Чайковский альбом
«Времена года» - «Лето. Август. Песня урожая»
III неделя
- музыкальное упражнение «Танцуют все!»
IV неделя
- Упражнение «Спой мне!» |
1 раз в неделю |
4. |
Тематический вечер |
- Викторина по произведениям К.И. Чуковского
- Вечер загадок и отгадок о продуктах питания |
2 раза в месяц |